Советы специалистов

Меры обеспечения безопасности населения на пляжах

и других местах массового отдыха на водных объектах

На пляжах и других местах массового отдыха запрещается:

купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запрещающими надписями;

купаться в необорудованных, незнакомых местах;

заплывать за буйки, обозначающие границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания;

подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;

прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также сооружений, не приспособленных для этих целей;

загрязнять и засорять водные объекты;

купаться в состоянии алкогольного опьянения;

приходить с собаками и другими животными;

оставлять мусор на берегу и в кабинах для переодевания;

играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этого местах, нырять в воду с захватом купающихся;

подавать крики ложной тревоги;

плавать на средствах, не предназначенных для этого.

 

При обучении плаванию ответственность за безопасность несет инструктор (преподаватель, тренер), проводящий обучение или тренировки (далее — инструктор по плаванию).

При групповом обучении плаванию группы не должны превышать 10 человек. За группой необходимо установить непрерывное наблюдение ответственными за организацию безопасного купания детей, обученными приемам оказания первой помощи пострадавшим на воде.

Обучение плаванию должно проводиться в специально отведенных местах.

Каждый гражданин обязан оказать посильную помощь терпящему бедствие на водном объекте.

Работниками спасательных постов в зонах отдыха должна проводиться разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев на водном объекте с использованием громкоговорящих устройств и информационных стендов.

Меры обеспечения безопасности детей на водном объекте

 

Безопасность детей на водном объекте обеспечивается правильным выбором и оборудованием мест, отведенных для купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на водном объекте и соблюдением мер предосторожности.

Не допускаются купание детей в неустановленных местах и другие нарушения правил поведения на водном объекте.

В детских лагерях и других детских учреждениях, расположенных у водных объектов, участок для купания детей должен выбираться у пологого песчаного берега (далее — место для купания детей).

Дно места для купания детей должно иметь постепенный уклон до глубины 2 метров, быть без ям и уступов, свободно от водных растений, коряг, камней, стекла и других опасных предметов.

Перед открытием купального сезона в детском лагере, учреждении дно водного объекта в пределах участка акватории, отведенного для купания, должно быть обследовано водолазами и очищено от опасных предметов.

 

В местах купания детей оборудуются участки для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубиной не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста — не более 1,2 метра. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или специальным ограждением.

В местах с глубиной до 2 метров разрешается купаться хорошо плавающим детям в возрасте от 12 лет. Эти места ограждаются буйками с интервалом 25-30 метров.

 

Место для купания детей должно отвечать установленным санитарным требованиям, быть благоустроено и ограждено со стороны суши.

В местах для купания детей на расстоянии 3 метров от границы водного объекта, через каждые 25 метров устанавливаются стойки (щиты) с размещенными на них спасательными кругами и спасательным средством «конец Александрова» (далее — спасательный инвентарь).

Территории детских учреждений оборудуются стендами с материалами о правилах поведения на водном объекте и информационными таблицами.

Места для купания детей оборудуются помещениями для оказания первой помощи пострадавшим и навесами для защиты от солнца.

Купание детей проводится с инструктором по плаванию группой не более 10 человек, продолжительность купания составляет не более 10 минут.

Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.

Ответственность за безопасность детей во время купания возлагается на инструктора по плаванию. Эксплуатация мест купания детских лагерей, учреждений запрещается без наличия в их штатах инструкторов по плаванию.

Перед началом купания детей проводится подготовка мест для купания (территории пляжа и участка акватории водного объекта, отведенного для купания):

границы участка, отведенного для купания детей, обозначаются вдоль береговой черты флажками;

на стойках (щитах) размещается спасательный инвентарь;

лодка со спасателем выходит за границу участка, отведенного для купания, и удерживается в 2 метрах от нее.

 

По окончании подготовки мест, отведенных для купания, детей группами выводят на участки для купания и проводят инструктаж по правилам поведения на воде.

Купание детей проводится под наблюдением инструкторов по плаванию, спасателей и медицинских работников.

 

 

Детям запрещается нырять в воду с перил, мостиков, заплывать за границу участка, отведенного для купания, плавать на не предназначенных для этого средствах.

Во время купания детей на участке запрещается:

 

купание и нахождение посторонних лиц;

катание на лодках, катерах и водных скутерах;

игры и спортивные мероприятия.

 

Для проведения на берегу водного объекта занятий по обучению плаванию ограждается и оборудуется специальная площадка.

На площадке должны находиться:

плавательные доски и резиновые круги для каждого ребенка;

2-3 шеста, применяемые для поддержки не умеющих плавать детей, плавательные поддерживающие пояса;

3-4 мяча;

2-3 переносных громкоговорящих устройства;

стенд с расписанием занятий, учебными плакатами по методике обучения и технике плавания;

помещение для оказания первой помощи пострадавшим, оборудованное укладкой для оказания первой помощи;

спасательная лодка.

Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым дном. Инструкторами по плаванию, спасателями проводится обследование места купания и осуществляется наблюдение за купанием детей.

 

Правила поведения на воде и рекомендованные действия по оказанию помощи утопающим

Самые простые правила безопасного поведения на воде:

 

не нырять в незнакомых местах;

не заплывать за буйки;

не выплывать на судовой ход, и не приближаться к судам;

не устраивать игр  на воде, связанных с захватами;

не купаться в нетрезвом виде.

 

Что делать, если на Ваших глазах тонет человек?

Прежде всего, дать себе секунду на размышление, нет ли рядом спасательного средства? Им может быть все, что увеличит плавучесть человека и что Вы в состоянии до него добросить. Спасательный круг сложно бросить на 20-25 метров, конец Александрова чуть дальше (с борта судна, за счет высоты, значительно дальше). Нет ли лодки? Можно ли позвать кого-то еще на помощь? Ободрив криком потерпевшего, вы идите на помощь.

Если Вы добираетесь до тонущего вплавь, надо максимально учитывать течение воды, ветер расстояние до берега и т.д. Приближаясь, старайтесь успокоить и ободрить выбившегося  из сил пловца. Если это удалось, и он может контролировать свои действия, пловец должен держаться за плечи спасателя. Если нет-обращаться с ним надо жестко и бесцеремонно.

Некоторые инструкции рекомендуют даже оглушить утопающего, чтобы спасти его и свою жизнь.

Коротко техника спасения выглядит так. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него и взяв сзади одним из приемов захвата (классически — за волосы),транспортировать к берегу. В случае если утопающему удалось схватить вас за руки, шею или ноги, освобождайтесь и немедленно ныряйте-инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить.

Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший  был в воде около 6 минут.

Вытащив на берег, осмотрите потерпевшего: рот и нос могут быть забиты тиной или песком, их надо немедленно прочистить (пальцами, повернув голову человека набок).Затем положите пострадавшего животом на свое колено (голову свесить лицом вниз) и сильно нажав, выплесните воду из желудка и дыхательных путей. Все это надо делать быстро и также быстро уложить пострадавшего на спину, расстегнуть ему пояс и верхние пуговицы и начать искусственное дыхание.

Встаньте на колени слева, максимально запрокинуть голову утонувшего (это очень важно!) и сместив челюсти вниз, раскройте ему рот. Сделайте глубокий вдох, приложите  свои губы к губам пострадавшего (рекомендуется через платок или марлю) и с силой выдохните воздух. Ноздри пострадавшего при этом надо зажать рукой. Выдох произойдет самостоятельно.

Если у пострадавшего не бьется сердце, искусственное дыхание надо сочетать с непрямым массажем сердца. Для этого ладонь положите поперек нижней части грудины (но не ребра!), другую ладонь – поверх первой накрест. Надавите на грудину  запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-5 сантиметров, и отпустите. Прогибать нужно сильно, толчком, используя вес своего тела. Через каждое  вдувание воздуха делайте четыре-пять ритмичных надавливаний.

Хорошо, если помощь оказывают двое. Тогда один делает искусственное дыхание, другой затем — массаж  сердца. Не останавливайтесь до прибытия «скорой помощи», благодаря вашим действиям организм ещё может жить.

Таким вещам надо учиться заранее. Но даже если у Вас нет никакой подготовки — действуйте! Надо использовать любой шанс.


На пляжах и других местах массового отдыха запрещается:

купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запрещающими надписями;

купаться в необорудованных, незнакомых местах;

заплывать за буйки, обозначающие границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания;

подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;

прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также сооружений, не приспособленных для этих целей;

загрязнять и засорять водные объекты;

купаться в состоянии алкогольного опьянения;

приходить с собаками и другими животными;

оставлять мусор на берегу и в кабинах для переодевания;

играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этого местах, нырять в воду с захватом купающихся;

подавать крики ложной тревоги;

плавать на средствах, не предназначенных для этого.

 

При обучении плаванию ответственность за безопасность несет инструктор (преподаватель, тренер), проводящий обучение или тренировки (далее — инструктор по плаванию).

При групповом обучении плаванию группы не должны превышать 10 человек. За группой необходимо установить непрерывное наблюдение ответственными за организацию безопасного купания детей, обученными приемам оказания первой помощи пострадавшим на воде.

Обучение плаванию должно проводиться в специально отведенных местах.

Каждый гражданин обязан оказать посильную помощь терпящему бедствие на водном объекте.

Работниками спасательных постов в зонах отдыха должна проводиться разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев на водном объекте с использованием громкоговорящих устройств и информационных стендов.

Меры обеспечения безопасности детей на водных объектах

 

Безопасность детей на водном объекте обеспечивается правильным выбором и оборудованием мест, отведенных для купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на водном объекте и соблюдением мер предосторожности.

Не допускаются купание детей в неустановленных местах и другие нарушения правил поведения на водном объекте.

В детских лагерях и других детских учреждениях, расположенных у водных объектов, участок для купания детей должен выбираться у пологого песчаного берега (далее — место для купания детей).

Дно места для купания детей должно иметь постепенный уклон до глубины 2 метров, быть без ям и уступов, свободно от водных растений, коряг, камней, стекла и других опасных предметов.

Перед открытием купального сезона в детском лагере, учреждении дно водного объекта в пределах участка акватории, отведенного для купания, должно быть обследовано водолазами и очищено от опасных предметов.

 

В местах купания детей оборудуются участки для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубиной не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста — не более 1,2 метра. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или специальным ограждением.

В местах с глубиной до 2 метров разрешается купаться хорошо плавающим детям в возрасте от 12 лет. Эти места ограждаются буйками с интервалом 25-30 метров.

 

Место для купания детей должно отвечать установленным санитарным требованиям, быть благоустроено и ограждено со стороны суши.

В местах для купания детей на расстоянии 3 метров от границы водного объекта, через каждые 25 метров устанавливаются стойки (щиты) с размещенными на них спасательными кругами и спасательным средством «конец Александрова» (далее — спасательный инвентарь).

Территории детских учреждений оборудуются стендами с материалами о правилах поведения на водном объекте и информационными таблицами.

Места для купания детей оборудуются помещениями для оказания первой помощи пострадавшим и навесами для защиты от солнца.

Купание детей проводится с инструктором по плаванию группой не более 10 человек, продолжительность купания составляет не более 10 минут.

Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.

Ответственность за безопасность детей во время купания возлагается на инструктора по плаванию. Эксплуатация мест купания детских лагерей, учреждений запрещается без наличия в их штатах инструкторов по плаванию.

Перед началом купания детей проводится подготовка мест для купания (территории пляжа и участка акватории водного объекта, отведенного для купания):

границы участка, отведенного для купания детей, обозначаются вдоль береговой черты флажками;

на стойках (щитах) размещается спасательный инвентарь;

лодка со спасателем выходит за границу участка, отведенного для купания, и удерживается в 2 метрах от нее.

 

По окончании подготовки мест, отведенных для купания, детей группами выводят на участки для купания и проводят инструктаж по правилам поведения на воде.

Купание детей проводится под наблюдением инструкторов по плаванию, спасателей и медицинских работников.

 

Детям запрещается нырять в воду с перил, мостиков, заплывать за границу участка, отведенного для купания, плавать на не предназначенных для этого средствах.

Во время купания детей на участке запрещается:

 

купание и нахождение посторонних лиц;

катание на лодках, катерах и водных скутерах;

игры и спортивные мероприятия.

 

Для проведения на берегу водного объекта занятий по обучению плаванию ограждается и оборудуется специальная площадка.

На площадке должны находиться:

плавательные доски и резиновые круги для каждого ребенка;

2-3 шеста, применяемые для поддержки не умеющих плавать детей, плавательные поддерживающие пояса;

3-4 мяча;

2-3 переносных громкоговорящих устройства;

стенд с расписанием занятий, учебными плакатами по методике обучения и технике плавания;

помещение для оказания первой помощи пострадавшим, оборудованное укладкой для оказания первой помощи;

спасательная лодка.

Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым дном. Инструкторами по плаванию, спасателями проводится обследование места купания и осуществляется наблюдение за купанием детей.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Зиберт Е.А., Боровкова Е.В.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида второй категории №59 «Журавлик»

г.Таганрога

tagzibert@mail.ru

Основополагающим в деятельности педагога-психолога ДОУ является обеспечение психологического комфорта детей, предполагающего сопровождение ребенка, от которого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у воспитанников, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. Понимание термина «сопровождение» рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.

Система взаимодействия всех участников образовательных отношений, в рамках предложенной проблемы, определена как целенаправленная систематическая комплексная деятельность взрослых, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Следовательно, работу по сопровождению ребенка в дошкольном учреждении необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее возникновение, поэтому профилактика трудностей в адаптации и эмоционально-волевой сфере детей, как наиболее часто встречающиеся в условиях детского сада, будет эффективна при согласованности действий родителей и педагогов, сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

В практике часто возникают отрицательные эмоциональные проявления в поведении детей, все чаще они не умеют справляться с проблемой, что приводит к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимание на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере ребенка, к нарушению социальных контактов. [1,c.276]

Психологическое сопровождение детей заключается в помощи на музыкальных, физкультурных занятиях, на праздниках, во время развлечений и досуга, в создании эмоционально-теплой атмосферы в группе, принятие ребенком ситуации пребывания в группе ДОУ среди сверстников и новых взрослых. В утренние часы осуществляется встреча, настрой детей и родителей, в это же время имеет место ситуативная беседа с родителями и педагогами. Утренние часы заполнены такими формами работы по сопровождению как: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. Во время НОД (непосредственно образовательная деятельность) осуществляется и психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью ребёнка, группы, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей, а также совместная деятельность с педагогами ДОУ. С целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей во время организации детского сна, питания, НОД организованы психопрофилактические мероприятия (психогимнастика, игры для снятия напряжения, упражнения-релаксации).

Поиск эффективных методов сопровождения приводит к выводу, что именно систематическое включение в деятельность группы в течение всего дня: в утренние часы, во время НОД, в режимные моменты, обеспечивает условия для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта.

Для развития сотрудничества и согласованности действий всех взрослых в детском саду и в семье составлены темы бесед с родителями и педагогами, определено содержание стендового материала, папки «Страничка психолога», буклетов, публикаций на сайте.

Наиболее эффективными являются следующие методы и формы работы: родительские собрания, мастер-классы, совместные развлечения, акции «Доброе слово», «Что такое радость?», «Какие мои мама и папа», изготовление совместно с родителями книг «Что такое радость?», «Что такое дружба?», «Что такое мир?», а также анкетирование и использование презентаций на заявленные темы. Информативным и полезным для родителей становится использование буклетов и папок-передвижек, стенгазеты «Толерантность», «Взрослые и дети: мы – похожи, мы – разные». Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада в работе по сопровождению рассматривается индивидуальная работа (консультирование, развивающие беседы с семьей ребенка).

Особое внимание сопровождению детей в ДОУ уделяется в адаптационный период.[2,c.46-49] Исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

Адаптация зависит от многих факторов, главным образом от индивидуальных психофизиологических особенностей организма ребенка, а также от того как будет выстроена взаимосвязь «родитель-ребенок-педагог». [3,c.126] Как действовать родителям , чтобы помочь своему ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к детскому саду, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни? Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку?

Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь: воспитатели, медицинские работники проводят консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, о навыках, которые необходимо формировать у детей, знакомят с примерным меню детского учреждения. [3, c.127]

Родительский клуб, организованный в детском саду, решает задачи эффективной помощи родителям, обеспечивая физический и психологический комфорт ребенку, создавая условия, способствующие более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода. Составлена план-программа работы с родителями детей, впервые пришедших в детский сад, в которую входит цикл бесед по вопросам адаптации, как подготовить ребенка к ней и как сделать ее эффективной. В работе применяются анкеты для родителей с целью знакомства с семьей и уточнения основных факторов риска. После цикла бесед и консультаций родителям предлагается раздаточный материал: памятки, буклеты. И непосредственно практическая часть родительского клуба в форме праздников, продуктивных занятий, практических упражнений с мини-лекциями, где эмоциональный комфорт и благополучие ребенка в детском саду рассматривается более детально и в ситуативной форме.

Опыт работы родительского клуба убеждает в том, что решение задач сопровождения ребенка в дошкольном учреждении может быть достигнуто только при условии обеспечения тесного сотрудничества в воспитании детей в семье и дошкольном учреждении и через построение оптимального взаимодействия с родителями дошкольников для решения образовательных задач.

Библиографический список

1. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276с.

2. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. — №3. – С. 46-49.

3. Ничипорюк, Е.А., Что делать психологу в детском саду? Задачи и содержание деятельности педагога- психолога дошкольного образовательного учреждения: инвариантный компонент: статья /Е.А. Ничипорюк //Вестник практического психолога образования. –2008. №1. –С.123-128.


Как помочь ребенку  в период адаптации к ДОУ?

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действия с ними, вовлекать ребенка в совместную игру.

3. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.

5. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.

6.Приучать к самообслу -живанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

7. Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими.

Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней подружился, кто обижал, не было ли ей грустно. Так вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

8. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через игру. Игру ориентируйте на положительные результаты.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Методика организации подвижных игр

С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и, конечно физического воспитания.

Как отмечает Шапкова Л.В., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет  к простудным и инфекционным заболеваниям,  сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений,  скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности»

Однако в настоящее время наблюдается изменение взгляда педагогов на подвижную игру. Многие воспитатели воспринимают ее только как забаву  и возможность занять детей. Часто ее используют нерационально: перспективное планирование введения игр в жизнь- хаотичный и однообразный подбор игр, поэтапность знакомства детей с игрой. Особого внимания требует также вопрос подготовки детей к введению подвижной игры – изготовление и подбор атрибутов, ознакомление с основными правилами. Все это приводит к снижению эффективности подвижных игр. Причиной тому в итоге можно считать  педагогическую неграмотность педагогов.

Подвижные игры в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в активных действиях.  Большая ценность этих игр заключается  в общей подвижности  детей и, следовательно, в более равномерном их развитии. В процессе игры у детей тренируются и укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры отмечал П.Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее  доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Другими словами, главная ценность подвижных игр —  специфическая форма организации и особый воспитательный эффект, заключающийся в необходимости соизмерять свои желания и возможности с правилами игры и желаниями других участников. Особо он подчеркивал то факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.

Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.

Подвижные игры способствуют воспитании. Сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию эмоциональной сферы личности. Четкое выполнение движений, смелость,  ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности в себе.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение  в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо это момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причине безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являвшихся хорошей школой воспитания.

Правила, являющиеся основой подвижных игр, имеют большое значение в воспитании произвольного поведения детей, их волевых качеств. Они дисциплинируют детей, помогают развивать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считается с мнением других игроков.

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности, активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в  соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков и лазанья.

В педагогике широко используются подвижные игры, в которых, кроме основных движений,  используются и другие, например ритмичные хлопки,  притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели, в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. В одном случае педагог фиксирует внимание на подлезании, в другом- на прыжках или на согласованности движений, в третьем – на умении ориентироваться в пространстве и т.д.

Необходимо остановиться еще на одном моменте. В традиционных играх недостаточно внимания уделяется упражнению слабых мышцы спины, шеи, живота. О них надо помнить в каждой игре, так как в результате недостаточного внимания педагогов к развитию этих мышц у детей обнаруживается плохая осанка, выступающие лопатки, для исправления которых требуется уже специальная корригирующая гимнастика. Задача детского сада — организовывать педагогический процесс так, чтобы он являлся средством профилактики всяких отклонений в физическом развитии.

Все подвижные игры направлены на развитие моторной ловкости детей, на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость , пластичность движений необходима для развития навыков самообслуживания, для выполнения небольших трудовых поручений.

Одним из главных условий успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных  задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Далее, на основе усвоенных общих задач воспитания, необходимо произвести планирование с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение  от нормы физического развития. Это позволит распределить детей по группам и, соответственно, адекватно подбирать методы и формы работы с ними.

В начале года, в ходе педагогической диагностики, руководителю физическим воспитанием необходимо проанализировать  состояние двигательных навыков детей, а также определить общий уровень их развития. Поэтому целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.

Очень важным является доброе, внимательное отношение воспитателя к детям и их особенностям. Детям робким, неуверенным нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т.д. Делать это надо тактично и незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные в силу  определенных нарушений (ММД, гиперактивность) также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов, умению регулировать свои реакции.

Прежде чем приступить к знакомству детей с новой игрой, воспитатель обязан хорошо ее изучить, чтобы ясно и четко рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру. В этом должна помочь система карточек, которая состоит из отдельных карточек, на которых и записываются игры под определенными номерами. Незнакомую игру надо внимательно разобрать,  мысленно поиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. Требуют внимания также вопрос подготовки атрибутов.

Обычно рекомендуется разучивать новые игры во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то, что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются позитивным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только  том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Оно является признаком перегрузки как физической, так и психической.

Внимательно следует относиться и к неудачам детей в подвижных играх. Педагог должен помнить, что неудачи порождают чувство  неуверенности. В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Игры, включающие индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной в школе группе, но  и здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров были равные. Воспитатель должен осознано подходить к делению детей на команды, зная возможности каждого ребенка.

Интерес к подвижным играм у детей появляется там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так, чтобы дети не чувствовали, что взрослый «проводит игру», где он по-настоящему играть с ними, радуется их успехам, огорчается вместе с ними в случае неудачи.

Инициатива детей в организации той или иной подвижной игры является для воспитателя показателем интереса детей. Тем не менее необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Классификация игр основывается на психологических особенностях детей того или иного возраста. Так, в младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными  движениями, с использованием разнообразных атрибутов и элементов театральных костюмов. Сюжетные игры проходят с большим эмоциональным подъемом, когда водящему надевают шапочку, соответствующему персонажу. При проведении некоторых игр в младших и средней группах хорошо, когда всем участникам игры надевают подобные шапочки (уши зайчиков, мышек и т.д.). Подобные атрибуты помогают детям «войти в образ», повышают интерес к движению.

Более старшие дети любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Они часто играют в игры, которые предполагают использование элементов соревнований. Кроме того, им интересны не просто активные игры, а именно те, которые включают интеллектуальный компонент.

Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно услышанные считалки с отрицательным и агрессивным содержанием. Детей старших групп обязательно надо научить разным способом деления на команды, подгруппы. Применение считалок и других способов распределения ролей в подвижных играх способствует воспитанию организационного поведения детей, дружеских взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, это исключает проявления пристрастия, несправедливости и неоправданного безудержного стремления к лидерству.

Предварительно разучивать  текс с детьми не следует. Ведущая роль на первом этапе у воспитателя, его задача – обучить детей правильным игровым движениям.  Текст же дети постепенно запоминают в процессе игры: вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо требовать, чтобы дети сразу же говорили во весь голос. Позднее, когда освоятся движения, следует обращать внимание на чистое, выразительное произношение текста и не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем. Произносить текст нужно четко, достаточно высоким голосом, насыщенным эмоционально.

С самого первого проведения игры необходимо брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это только усложняет двигательную задачу. Подскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получаются. Кроме того, воспитателю следует помнить об особенностях двигательной сферы малышей: им свойственны более частые движения, чем взрослым, так как у них ноги короче и, соответственно, более короткая амплитуда движения.

Необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Неэффективно проводить игры высокой подвижности в конце прогулки или вечером. Это будет способствовать накоплению усталости и снизит эффективность самой игры.

Свои особенности накладывает и сезон. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном  затененном месте участка, скрытого от прямых солнечных лучей. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать  движения, организуя игры с бегом, прыжками.

Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети перегревались.

При проведении подвижных игр необходимо учитывать и такой параметр, как физические возможности детей. Несмотря на то, что Л.В. Шапковой данный критерий применяется к детям, имеющим различные физические дефекты, нам кажется целесообразным учитывать его и в работе со здоровыми детьми.

Литература:

  1. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Г.А Широкова
  2. Подвижные игры с бегом для детей 4- 7 лет. Е.А. Сочеванова
  3. Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения», 88/2011.
  4. «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения». Н.Н. Ефименко.