Рабочая программа средней группы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад №59»

 

Рабочая программа

средней группы

на 2015-2016 учебный год.

Составители:

Воспитатели

Дегтярёва Т.А.

Сухомлинова О.А.

г. Таганрог 2015г

Паспорт программы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи по реализации основной образовательной программы в группе среднего возраста.
1.1.2. Принципы  подхода  к формированию Программы
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей  группы общеразвивающей направленности  среднего возраста.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
1.4.1. Требования  Стандарта   к целевым  ориентирам  воспитанников  группы  общеразвивающей

направленности  детей

среднего возраста   «Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное  развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2 Содержательный раздел.
2.1. Образовательная

деятельность  в

соответствии  с  направлениями  развития  ребенка  в

группе общеразвивающей направленности  детей

среднего

возраста   «Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2. 2. Модель организации образовательного процесса в детском саду на день
2. 3. Комплексно – тематическое планирование
2. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействия педагогов средней группы с семьями воспитанников
3. Организационный отдел.
3.1. Методологическое обеспечение реализации учебной рабочей программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ в группе общеразвивающей направленности детей среднего возраста.
3. 3. Особенности   организации   развивающей   предметно-пространственной   среды   в   группе   общеразвивающей
направленности детей среднего возраста.

 

Паспорт рабочей программы.

 

Наименование Проект Рабочей программы  для детей среднего возраста (от 4 до 5 лет) на 2015 – 2016 год
Программы
Основание

для

  • ·
Закон  РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ « Об образовании РФ».
разработки Программы
  • ·
Приказ  Министерства  образования  России  от    17.10.  2013  г.  «Об  утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта».
  • ·
Приказ  Министерства  образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 « Об утверждении
порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности

по   основным

общеобразовательным программам дошкольного образования»
  • ·
СанПиН 2.4.1 3049-13 от 15.05.2013г. №26
Образовательная программа МБДОУ д/с 59
  • Устав МБДОУ  д/с №59
  • ·
Лицензия  МБДОУ д/с №59
Заказчики Программы Педагогический совет, родители.
Основные разработчики Воспитатель: Дегтярёва Т.А.  Сухомлинова О.А.
Программы
Сроки

реализации

1 год
Программы
Цель Программы Создание условий для целостного развития ребенка
Задачи Программы -Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность детей.
-Развивать  познавательную  активность  детей, осваивать  средства  и  способы  познания,  обогащать  опыт
деятельности и представления об окружающем.
— Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.
-Укреплять  доброжелательные  отношения  между  детьми  и  дружеские  взаимоотношения  в  совместных
делах.
-Развивать  творческие  проявления  и  воображение  в  художественной,  изобразительной  и  игровой
деятельности.
-Обогащать социальные представления о людях, о родном городе.
Ожидаемые

результаты

— Физически развитый, овладевший основными  культурно-гигиеническими навыками.
реализации программы — Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об
окружающем, любознательный ,  активный.
— Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких и друзей. Испытывает радость от общения с
растениями и животными.

 

 

— Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

 

-Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению .Способный управлять своим поведением.

 

—    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Может применять усвоенные знания для решения несложных задач.

 

—   Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе. Ребенок знает свое имя, фамилию, пол, возраст, знает состав своей семьи; беседует о профессиях работников детского сада.

 

—     Овладевший универсальными предпосылками образовательной деятельности: работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания , отвечать, когда спрашивают.

 

—  Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

1.Целевой раздел

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе: Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.; образовательной программы ДОУ на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, общества и государства. Она включает в себя следующие компоненты: федеральный, национально – региональный.

 

Национально – региональный компонент (в дальнейшем именуемый и как региональный) отражает образовательное пространство, которое обозначается понятием Донской край, Ростовская область. Содержание и объем регионального компонента определяются природно – экологическим, географо – демографическим, этническим, социально – экономическим и историко – культурным своеобразием региона, включаются как обязательный минимум в содержание занятий общегосударственного значения. Этот компонент дополняется понятиями «Мой город», «Достопримечательности города», «Улица, на которой расположен детский сад». Региональный компонент согласуется с требованиями федерального компонента и реализуется посредством интеграции в общую структуру федерального компонента (10-15%). Это осуществляется в результате проведения образовательной деятельности по развитию социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, продуктивных видах деятельности и во время ознакомления с художественной литературой.

 

В  содержание рабочей программы входит перечень разделов, включенных в рабочую программу: паспорт программы, целевой раздел, перспективно -тематическое планирование для детей средней группы (4-5 лет), характеристика возрастных особенностей развития детей среднего возраста, индивидуальных особенности детей, посещающих группу.

В  программе выделены образовательные области:

 

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные инравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманияпроизведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). себя следующие задачи:

 

—  расширение и обогащение представления детей об окружающем мире;

—  формирование способов и средств познавательной деятельности;

—  развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

 

 

 

 

1.1.Цели и задачи по реализации основной образовательной программы

 

Цель: позитивная социализация и всестороннее развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности; обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Программа направлена на решение следующих задач:

 

1)  охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 

  1. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 

  1. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

 

  1. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 

  1. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 

  1. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 

7)  обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

 

  1. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)

в  вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

 

 

1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

 

Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учѐтом  следующих принципов:

 

  • Принцип индивидуализации — построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенностикаждого ребѐнка.

 

  • Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позициюпознания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.

 

  • Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности,обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

 

  • Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства,обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

 

  • Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характерсвязи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

 

  • Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формированиегуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

  • Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптациюдетей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.

 

  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отборусодержания и технологии обучения и воспитания.

 

  • Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей внепосредственно-образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.

 

  • Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.

 

реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

 

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная  адекватность  дошкольного  образования  (соответствие  условий,  требований,  методов  возрасту  и  особенностям

развития)

 

Вышеперечисленные принципы

· предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и

 

самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;

  • · предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой

работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности  является игра.

 

1.1.3. Характеристика особенностей психического развития детей среднего возраста

 

Группа среднего возраста

 

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

 

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

 

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

 

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

 

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

 

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

 

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

 

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

 

 

 

 

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

 

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

 

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

 

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

 

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

 

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; совершенствованием восприятия; формированием потребности уважения со стороны взрослого: проявлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

 

Особенности психического развития детей группы  среднего возраста «Звёздочки»

 

Всего 25 человек. Мальчиков 12. Девочек 13. Уровень познавательного развития и осведомленности у детей этой группы выше среднего. Нарушения поведения отсутствуют. Дети с удовольствием находят решение проблемных ситуаций, устанавливают причинно-следственные связи. Самооценка адекватная, дети, как правило, объективно оценивают результат своей деятельности. Уровень психического развития выше у девочек. В речевых заданиях девочки опережают мальчиков. Они более развиты физически и интеллектуально. Играют дружно, все вместе, предпочитая сюжетно-ролевые игры, в микрогруппы объединяются по интересам и уровню развития. Речь девочек больше соответствует содержанию игры и интонациям взятой роли. Большинство детей имеют адекватную самооценку, у двоих человек самооценка завышена и у двоих находится на низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

1.4.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам Программы

 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

Особенности развития дошкольника (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов развития ребенка, непосредственность и непроизвольность его развития), а также система дошкольного образования (необязательность дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие вменения ребенку ответственности за результат достижений), делают неправомерными требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений,. Это определяет результат освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

 

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.

 

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Настоящие требования являются ориентирами  при:

 

а) выборе образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решении педагогических задач:

в) формировании Программы;

г) анализе профессиональной деятельности;               взаимодействии с семьями;

е) определении социально — нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в возрасте от 4 до 5 лет;

ж) информировании родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 

 

 

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 

Направления развития Группа  детей среднего возраста (4 — 5 лет)
Речевое развитие 1.Проявляет  активность  и  инициативу  в  общении;  выражает  просьбу,  пожелание,  говорит
«спасибо» и «пожалуйста».
2. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
3. Может поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
4.Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки.
5. С небольшой помощью составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
6. Различает понятия «слово» и «звук», вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным
первым звуком.
7. Различает на слух гласные и согласные звуки.
8. С интересом слушает чтение или рассказывание, выражает свое отношение к событиям, героям,
оценивает поступки героев.
9. Имеет представление о некоторых особенностях жанров: загадка, сказка, рассказ, стихотворение,
небылица.
12. Называет русские народные сказки, может их пересказать с помощью взрослого.
13. Драматизирует небольшие отрывки из сказок.
14. Может сочинить концовку к знакомому произведению.
Познавательное развитие 1Проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам.
2.Любит  экспериментировать,  организует  собственную  деятельность  по  исследованию  свойств
предметов.
3.Способен к целенаправленному наблюдению за объектами.
4.Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя скрытые в предметах качества и свойства..
5.Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в
речи.
6.Адекватно передает отношение цветов, размеров, форм, пропорции, структуру в изобразительной
и  конструктивной  деятельности.
7.Проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни. Задает поисковые вопросы:
«зачем? «почему», «откуда?
8.Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может
рассказать о них, характеризуя как живые существа.
9.  Откликается  на  предложения  взрослого  поухаживать  за  растениями,  животными  в  уголке
природы. Эмоционально откликается на красоту природы. Проявляет сочувствие к попавшим  в
беду.
10Называет геометрические формы, размеры предметов Находит фигуры, предметы необходимой
формы и размера.
11.Пользуется эталонами по определению формы, размеров окружающих объектов.
12.Сравнивает предмет с предметом, группу (3-4 предмета) с группой, выделяя при этом 4-6
признаков сходства и отличия.
13. Сосчитывает предметы (6-8)
14.  Группирует  предметы,  фигуры  по  2-3  свойствам:  форма,  размер  (длина,  ширина,  высота);
обобщает по признакам.
15 Выявляет   последовательные   зависимости   величин,   объясняет   зависимости   (увеличение,
уменьшение, порядок следования).
16. Объясняет, почему стало больше, меньше.
17 Применяет способы действий: счет, сравнение, упорядочивание, группировку.
18.  Познает  правила  безопасного  поведения,  любит  рассуждать  на  эту  тему,  задает  вопросы
,разгадывает загадки.
19.Стремится соблюдать правила безопасного поведения.
20. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций..
21.  Имеет  представление  об  опасности  для  здоровья  человека,  которую  несет  загрязнение
окружающей среды.
22. Знает и называет телефоны экстренных служб: 01, 02, 03, 112
23. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру:
-источники опасности в быту, на улице, в природе, с незнакомыми людьми; обучает способам
безопасного поведения, предупреждает.).
Социально-коммуникативное 1.В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет свои игровые действия, роль до начала
развитие игры.
2. Самостоятелен в выборе предметов-заместителей.
3. Проявляет интерес к игровому экспериментированию.
4. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов сказок.
5. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
6 Любит и называет разные игры. Знает несколько  считалок, использует их в игре.
7.Вступает в ролевой диалог. Ведет негромкий разговор с игрушками. Говорит разными голосами
за разных персонажей.
8.Стремится к положительным формам поведения; внимателен к словам и оценкам взрослых.
9.  Имеет  представления  о  правилах  поведения.  Выполняет  знакомые  правила:  здороваться,

 

 

прощаться, обращаться на  «вы».

 

  1. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние человека. Откликается на эмоции. Сопереживает героям произведений.

 

  1. Делает попытки оценить действия других с позиции известных правил.
  2. Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.
  3. Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции.

14.Выражен интерес к труду взрослых, к технике.

15. Различает разные профессии по существенным признакам.

 

16.Характерен осознанный способ поведения в быту. Бережное отношение к результатам    труда.

17.Самостоятелен в самообслуживании.

 

18.Стремится к выполнения трудовых обязанностей.

 

19.Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

 

  1. Осуществляет процессы личной гигиены: умывание, мытье рук , уход за своим внешним видом, использование носового платка, столовых приборов. Уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками.
    1. Активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации питания.

 

художественно-эстетическое 1.Проявляет желание общаться с прекрасным, любит заниматься изобразительной деятельностью
развитие совместно с взрослым и самостоятельно.
2.Проявляет эмоциональную   отзывчивость,

сопереживает   состоянию   и   настроению

художественного произведения.
3.Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, по содержанию, выделяет и
поясняет их особенности.
4.Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
5.  Различает  формы,  размеры,  цвета.  При  косвенной  помощи  взрослого  может  внимательно
рассматривать  художественный  образ,  отмечать

некоторые  средства  выразительности    (цвет,

форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом..

 

  1. В самостоятельной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) стремится создать выразительные образы; выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

 

  1. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их.
    1. При поддержке взрослого принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

 

10   Может   установить   между   средствами   выразительности   и   содержанием   музыкально-

художественного образа.
11 Различает выразительный и изобразительный характер в музыке..
12.  Владеет  элементарными  вокальными  приемами.  Чисто  интонирует  попевки  в  пределах
знакомых интервалов .
13.Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.
14 Накопленный опыт переносит в самостоятельную деятельность,

делает попытки творческих

импровизаций на инструментах, в движении и пении.
физическое развитие 1. В

двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость,

гибкость.
2. Выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений,
спортивных упражнений. Свободно ориентируется в пространстве.
3. Проявляет интерес к действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для
достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
4. Осуществляет элементарный контроль за действиями сверстников: оценивает их достижения,
замечает их ошибки. Нарушения правил в играх.
1. Переносит освоенные упражнения на самостоятельную деятельность.
2.Самостоятельная    двигательная    активность    разнообразна,    проявляет    инициативность,
контролирует и соблюдает правила игры.
3.Видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает
образы персонажей в подвижных играх.
4.Узнает  новое  о  человеке,  стремится  узнать  о  факторах,  обеспечивающих  здоровье,  с
удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на
эту тему, задает вопросы, делает выводы.
5.Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены.
6. Активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания,
режимных моментов.
7.Осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности

в игру, соблюдает правила

здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками.