Рабочая программа  подготовительной  группы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59»

«ПРИНЯТО»                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом  совете                                                                       _______________

МБДОУ д/с № 59                                                                        заведующий МБДОУ д/с № 59

№_____ от _________                                                                Е.В. Боровкова

Приказ № ____ от________

Рабочая программа  подготовительной  группы

на 2015-2016 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы «Детство»

под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе

Составители воспитатели:

Ушакова Елена Юрьевна

Зиберт Елена Александровна

г. Таганрог 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели, задачи, принципы реализации Программы

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы «Семицветики»

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

 

II.  Содержательный раздел Программы

2.1. Описание  образовательной  деятельности  по  освоению  детьми

образовательных областей:

•  Направление «Социально-коммуникативное развитие».

•  Направление «Познавательное развитие».

•  Направление «Речевое развитие».

•  Направление «Художественно-эстетическое развитие».

•  Направление «Физическое развитие».

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы

2.3. Особенности  образовательной  деятельности  разных  видов  и

культурных практик

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

 

III.  Организационный раздел:

3.1. Методическое  обеспечение  Программы,  средства  обучения  и

воспитания.

3.2. Режим дня.

3.3. Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей.

3.4. Комплексно  —  тематическое  планирование  непосредственной

образовательной деятельности

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды.

3.7. План работы с родителями воспитанников

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая  программа  для  детей  6-7 лет подготовительной группы № 6 «Семицветики»  на 2015-2016 учебный  год  разработана  на  основе  программы: «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой,А. Г. Гогоберидзе. Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее  познавательным  интересам  современного  ребёнка.  Основной единицей  педагогического  процесса  является  развивающая  образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется  и  целенаправленно  организуется  педагогом  с  целью  решения определённых  задач  развития  и  воспитания.  В  каждой  ситуации  перед  детьми возникает  та  или  иная  проблема,  требующая  решения.  Воспитатель направляет малышей  на  поиск  решения  проблемы, помогает приобрести  новый  опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный  эмоциональный настрой.

Планирование воспитательно-образовательного процесса подразделяется:

– на  совместную  деятельность  взрослого  и детей,  осуществляемую  в  процессе

организации различных видов детской деятельности;

– совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных

моментов;

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Рабочая программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Рабочая  программа  создана  в  соответствии  с  нормативными  документами

федерального уровня и локальными актами МБДОУ  д/с №59.

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
  • Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
  • Законами РФ и документами Правительства РФ:Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07. 1998 (с изм. и доп.);
  • ст. 2, 30, 38, 43 Конституции РФ;
  • ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33, 50,51,52 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями от 21 июля 2005г. № 100-ФЗ);
  • ФГОС дошкольного образованияМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. n 1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованиядокументами Федеральных служб:
  • СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267;
  • «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23-16);
  • Образовательной программой МБДОУд/с №59 на 2015-2016 учебный год;
  • Учебным планом МБДОУ д/с №59 на 2015-2016 учебный год;
  • Годовым календарным учебным графиком МБДОУ д/с  №59 на 2015-2016 уч. г.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Основная образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:

— нормативно-правовой базы дошкольного образования,- образовательного запроса родителей.

Реализуемые программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №59 составленная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» РГПУ им. А.И. Герцена

(авторский коллектив под редакцией Т.И.Бабаевой), 2014г.

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектная деятельность, ИКТ-технологии, технологии развивающих игр, мнемотехника, моделирование.

 

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1 Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в тёплое время года • Утренняя гимнастика • Гигиенические процедуры • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны) • Физкультминутки в НОД • Физкультура в спортивном зале и на воздухе • Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) • Физкультурные досуги, игры и развлечения • Самостоятельная двигательная деятельность • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2 Познавательно- речевое развитие НОД • Дидактические игры • Наблюдения • Беседы • Экскурсии по участку • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Развивающие игры • Интеллектуальные досуги • Занятия по интересам • Индивидуальная работа
3 Социально- личностное развитие Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы • Формирование навыков культуры еды • Этика быта, трудовые поручения • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД • Формирование навыков культуры общения • Театрализованные игры • Сюжетно-ролевые игры Воспитание в процессе хозяйственно- бытового труда и труда в природе • Эстетика быта • Тематические досуги в игровой форме • Работа в книжном уголке • Сюжетно-ролевые игры
4 Художественно- эстетическое развитие Музыка • ИЗО деятельность в мастерской • КТД • Эстетика быта • Экскурсии Музыкально-художественные досуги • Индивидуальная работа

 

Рабочая  программа  рассчитана  на  2015-2016 учебный  год.

1.2. Цели, задачи, принципы реализации Программы

Цель рабочей программы  –  создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена  на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, содействовать успешной подготовке к обучению в школе.

Задачи Рабочей программы:

  • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
  • целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
  • обогащенное  развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
  • пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры:  с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
  • приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
  • приобщение ребенка к красоте,  добру,  ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

 

Задачи по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  • Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
  • Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и

взаимодействия с взрослыми.

  • Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать  в оформлении детского сада к праздникам и пр.
  • Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
  • Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
  • Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и

благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

  • Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире;
  • Развивать интерес и самостоятельность детей в разных  видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
  • Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного

планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

  • Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
  • Продолжать формировать представления об опасных  для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.

 

«Познавательное развитие»

  • Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в  исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
  • Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу,  использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
  • Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход,

договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

  • Воспитывать гуманно-ценностное  отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и  зависимостей в мире, места человека в нем.
  • Обогащать представления о людях,  их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
  • Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
  • Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.
  • Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
  • Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых

национальных особенностях людей.

  • Развивать интерес к отдельным фактам  истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
  • Развивать толерантность по отношению к  людям разных национальностей.

«Речевое развитие»

  • Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов,  метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Развивать речевое творчество, учитывая  индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывать интерес к языку и осознанное  отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивать умения письменной речи: читать  отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
  • Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать

литературную речь.

  • Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

 

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию

разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений  красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения  к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
  • Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
  • Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания

познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.

  • Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
  • Совершенствовать компоненты  изобразительной деятельности, технические и

изобразительно-выразительные умения.

  • Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные

способности.

  • Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи;  способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
  • Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
  • Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового  и эмоционального подтекста; развивать  умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.
  • Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
  • Обеспечивать возможность проявления  детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности  на основе литературных произведений.

 

«Физическое развитие»

  • Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности
  • Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях;
  • Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  • Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
  • Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно — ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость- координацию движений.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом

совершенствовании.

  • Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.
  • Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.

 

Содержание работы по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Программа «Детство» стр. 110, 113, 114.

«Познавательное развитие»

Программа «Детство» стр. 126.

«Речевое развитие»

Программа «Детство» стр. 139.

«Художественно-эстетическое развитие»

Программа «Детство» стр. 163, 165, 168, 169.

«Физическое развитие»

Программа «Детство» стр. 180

 

Принципы реализации Рабочей программы

  • построения   образовательной   деятельности   на   основе  индивидуальных  особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия   и   сотрудничества   детей   и   взрослых,   признания   ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничества с семьёй;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной  адекватности  дошкольного   образования  (соответствия  условий,  требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

 

Программа нацелена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью  —  любознательности,  инициативности,  самостоятельности,  произвольности  и  др. Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития.

Рабочая программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Дошкольник  учится  в  меру  того,  в  меру  чего  программа  воспитателя  становится  его  собственной программой:  насколько  ему  интересно  и  понятно,  поэтому  учет  зоны  ближайшего  развития (сегодняшняя  зона  ближайшего  развития  завтра  станет  для  ребенка  уровнем  его  актуального развития) – необходимое условие реализации программы.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности  детей 6-7 лет

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать

достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешносовершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными и обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.

Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый

из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Они меняют свое поведение в зависимости от места в данном пространстве. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель- мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в

изобразительной  деятельности,  становятся  сложнее.  Рисунки  обретают  более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы:принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно  —  творческие  способности  в  изобразительной  деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

Особенности воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе заключаются в следующем:

• группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей;

• в группе осуществляется образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Социальный паспорт группы «Семицветики» на 01.09.2015г.

№ группы

Кол-во

детей

Возраст детей Кол-во девочек Кол-во мальчиков
6 29 6-7лет 18 11

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

Полная/неполная

семья

Сколько детей в семье

1

Абдигафарова Малика

полная

1

2

Агаджанова Изольда

полная

1

3

Булыга Владимир

полная

2

4

Богданова Ирина

полная

2

5

Бехбудова Эмилия

полная

2

6

Грушко Алена

полная

1

7

Гудков Иван

полная

2

8

Добудогло Кирилл

полная

1

9

Дейнеко Сергий

полная

1

10

Ерошенко Дмитрий

полная

2

11

Завражных Арсений

полная

2

12

Илиндеева Полина

полная

2

13

Казарян Анжела

полная

3

14

Комарова Анна

полная

1

15

Королех Роман

неполная

1

16

Кузницов Максим

полная

2

17

Куропаткина Мария

полная

2

18

Мороз Константин

полная

2

19

Мельникова Анастасия

полная

1

20

Петров Ярослав

неполная

1

21

Попова Анастасия

полная

3

22

РазумнаяДарья

полная

1

23

Рандина Татьяна

полная

1

24

Сафонова Алина

неполная

2

25

Сальникова Софья

полная

1

26

Токарев Денис

неполная

1

27

Терещенко Ксения

полная

2

28

Ужегова Ульяна

неполная

1

29

Шалова Дарья

полная

1

 

1.4.  Особенности осуществления образовательного процесса

Национально-культурные:

Включение в содержание дошкольного образования вопросов  истории и культуры  родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького таганрожца.

Взаимодействие с другими социальными институтами города:

*Детский библиотечно-информационный центр им. Н. Островского;

*Таганрогский художественный музей.

*Театр им.Чехова

*Библиотека им.Чехова

Поликультурное  воспитание  дошкольников  строится  на  основе  изучения  национальных  традиций семей  воспитанников  МБДОУ  через  реализацию  проектов, акций.   Дети  знакомятся  с  самобытностью  и  уникальностью  русской  и  других  национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.

Климатические:

Климатические  условия  Таганрога, который расположен на северо-западном берегу Таганрогского залива Азовского моря, характеризуется умеренной континентальностью. В зимнее время в этой полосе формируется холодный континентальный воздух, зимой иногда сюда заходит арктический воздух.Исходя из этого, в образовательный процесс  ДОУ  включены  мероприятия,  направленные  на  оздоровление  детей  и  предупреждение утомляемости.

Первые  10  рабочих  дней  января   –  устанавливаются  каникулы,  в  период  которых  создаются оптимальные  условия  для  самостоятельной  двигательной,  игровой,  продуктивной  и  музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения.

В  холодное  время  года  (при  благоприятных  погодных  условиях)  удлиняется  пребывание  детей  на прогулке. В теплое время  –  жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе (утренний прием, гимнастика, музыкальные и физкультурные праздники, досуги, развлечения; театрализованные представления).

Ежегодно  воспитанники  подготовительной  группы  осенью участвуют в городских соревнованиях «Весёлые старты» среди дошкольных организациях.

Один раз в квартал в  группе  проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается  активной  двигательной  деятельностью,  играми,  решением  занимательных  задач; встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и др. Итогом таких дней является проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.

1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

1.Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. 2.Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. 3.Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе

4.Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. 5.Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей

6.Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

7.Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

8.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

9.Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

10.Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности

11.Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

12.Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.