Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательной программы педагога-психолога

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59»

Рабочая программа

по психологическому сопровождению

образовательной программы

педагога-психолога

на 2015-2016 учебный год

составила педагог-психолог

Зиберт Елена Александровна

г. Таганрог 2015

Содержание

1. Обоснование рабочей программы

2 Пояснительная записка

3. Возрастные особенности детей 2-7 лет

4. Режим пребывания детей в ДОУ

5. Перспективный план педагога —  психолога на год

6. Циклограмма. График

7. Психологическое сопровождение образовательного

процесса в ДОУ

 

8. ПМПк

9. Крепкая семья

10. Базисный компонент деятельности

Система мониторинга. Скрининг

11. Методическое обеспечение

Приложение

1. Обоснование рабочей программы

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков,здорового образа жизни.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее -ФГОС дошкольного образования, Стандарт) наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Первыми в этом ряду не случайно указаны требования к психолого-педагогическим условиям. Ведь по-прежнему актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающего социальные условия его развития, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Теперь это закреплено нормативно.
Выполнять эти требования обязаны все педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации. Между тем в большинстве случаев психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО возлагается именно на педагогов-психологов. Необходимым  условием  реализации  ФГОС  в  настоящее  время  становится  психологическое  сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности  педагога-психолога,  направленная  на  реализацию  основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

 

2.Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59»  города Таганрога разработана

с учетом :

Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

в соответствии с:

1.  Уставом и нормативными документами МБДОУ д/с № 59

2.  ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

3.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013  №26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3049-13  «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы в дошкольных организациях»;

4.  Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об

утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

5.  Приказом  Министерства образования РФ от 17.10.2013г.№1155 г.

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»

6.  Методическим  письмом  Министерства  образования  РФ  от

02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных

учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

7. Положением  о  службе  практической  психологии  в  системе

Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

8.  Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998

г. № 89/34-16.

9.  Инструктивно — методическим письмом Министерства образования

РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей,

планирование учебной нагрузки в течение недели.

10. Письмом Министерства образования России от 22.01.98 №20-58-

07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений

образования»;

11. Письмом  Министерства  общего  и  профессионального

образования РФ от 7 апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения

диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

12. Письмом Министерства образования Российской Федерации от

27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме

(ПМПк) образовательного учреждения»

13.  Приказом   Министерства общего и профессионального образования Ростовской

области от 04.02.2011 № 57 Об утверждении «Положения о службе практической

психологии  в системе образования Ростовской области»

14. Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской

области от 31.01.2011  № 49  Об утверждении Положения «О кабинете педагога-

психолога в   образовательном учреждении»

15. Приказом  Министерства общего и профессионального образования Ростовской

области от 12.11.2007  № 2405  Об утверждении базового компонента

деятельности педагога-психолога.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, и коррекции нарушений развития детей.

Основная идея программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса

 

3. Возрастные особенности детей 2-7 лет

 

Возрастные особенности детей 2-4 лет.

Показатели                                                     Характеристика

Ведущая  потребность      Потребность в общении, уважении, признании

самостоятельности ребенка.

Ведущая функция             Восприятие

Игровая  деятельность        Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками,

игровое действие

Отношение

со взрослыми                  Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов

деятельности партнер по игре и творчеству.

Отношения со                  Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

сверстниками

Эмоции                                Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит

от физического  комфорта.

Способ познания              Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания               Непосредственно окружающие предметы, их свойства

и назначения.

Восприятие                       Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)

Внимание                         Непроизвольное; быстро переключается с одной

деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.

Объем внимания 3-4 предмета

Память                                Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация),

преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

Объем памяти 3-4 предмета из 5

Мышление                     Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному

мышлению(переход от действий с предметами

кдействию с образами: предметы-заместители, картинки)

Воображение                  Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности       Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения

со взрослыми.

Новообразования Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

возраста

Особенности возраста:

1. Кризис 3х лет. Формирование «системы Я».

2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета

другим.

3. Появление смысловой структуры самосознания.

4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и

негативизм.

5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится

внеситуативно-познавательным.

6. Удерживает внимание 7-8 минут.

7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,

обобщение.

8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

Новообразования:

1. Усвоение первичных нравственных норм.

2. Самооценка.

3. Появление элементов партнерского общения.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации

возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою

автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что

может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к

совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе».

Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным

видом деятельности детей является игра.

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет ( средняя группа)

Ведущая потребность                    Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция                      Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность                 Коллективная со сверстниками, ролевой диалог

игровая ситуация

Отношения со взрослыми              Внеситуативно-деловое: взрослый –источник

информации

Отношения со сверстниками     Ситуативно-деловое: сверстник интересен как

партнер по сюжетной игре

Эмоции                               Более ровные старается контролировать, проявляются

элементы эмоциональной отзывчивости

Способ познания                 Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания                 Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие                      Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание                 Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются

устойчивость и возможность произвольного переключения.

Удерживает  внимание10-15 минОбъем внимания 4-5 предметов

Память                        Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида

деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление                            Наглядно-образное

Воображение                           Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности             Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразование возраста Контролирующая функция речи: речь способствует

организации  собственной деятельности.  Развитие

способности выстраивать элементарные умозаключения.

Особенности возраста:

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам

в игре).

3. Повышенная познавательная активность.

4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом

отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию

другого ребенка.

6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7. Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

1. Контролирующая функция речи.

2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3. Появление элементов произвольности.

4. Появление внеситуативно -личностной формы общения с взрослым.

К этому возрасту ребенок:

Правильно дифференцирует цвета и оттенки

Называет названия шести основных цветов

Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал

Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед

Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте

Узнает бытовые предметы на ощупь

Улучшается слуховое внимание и восприятие

 

Возрастные особенности детей 5-6 лет ( старшая группа)

Ведущая   потребность                  Потребность в общении

Ведущая функция                          Воображение

Игровая деятельность                   Усложнение игровых замыслов, длительные

игровые  объединения.

Отношения со взрослыми          Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:

взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками         Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру

по играм, предпочтении в общении.

Эмоции                                       Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания            Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная

деятельность, экспериментирование

Объект познания              Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

нравственные нормы.

 

Восприятие                       Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие

времени, пространства), организуются в систему и используются

в    различных видах деятельности.

Внимание                         Начало формирования произвольного внимания. Удерживает

внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память                             Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7

предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление                       Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение                Развитие творческого воображения.

Условия успешности           Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования  возраста

Планирующая функция речи.

предвосхищение результата деятельности.

Начало формирования высших чувств (интеллектуальные,

моральные, эстетические).

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.

3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы

к внеситуативно-деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие

фантазии.

5. Половая идентификация.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована

учебная деятельность школьного типа.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к

взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5. Возникновение первой целостной картины мира.

6. Появление учебно-познавательного мотива.

4. Режим пребывания детей в ДОУ

МБДОУ  д/с № 59 — детский сад присмотра и ухода.

Общее количество групп – 6.

Режим работы дошкольного учреждения: понедельник – пятница с 06.30 -18.30,    суббота  и воскресенье — выходные дни.

 

5. Перспективный план педагога — психолога на год

Основополагающим в деятельности педагога-психолога ДОУ является обеспечение психологического комфорта детей, предполагающего сопровождение ребенка, от которого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у воспитанников, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении, «сопровождение» рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.

Данная цель психологического сопровождения может быть достигнута при условии решения довольно большого круга задач, представленных в перспективном плане педагога- психолога , и направленных на  оптимизацию взаимодействия педагогов с детьми, организацию эффективного образовательного процесса, построение оптимального взаимодействия с родителями дошкольников.

.

МБДОУ д/с №59

ПРОГРАММА

психолого – педагогического сопровождения

воспитательно- образовательного процесса

педагог – психолог

Зиберт  Елена Александровна

на  2015-2016  уч. год

Задачи работы  на 2015-2016  уч. год:

 

1.Укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Формировать основы физической и гигиенической культуры.

 

2. Приобщение ребенка к культуре своей малой Родины, страны и воспитание уважения к другим народам и культурам.

 

3.Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель деятельности педагога-психолога:

— создание в МБДОУ условий для физического и психического развития детей , благоприятного психологического климата для развития ребенка и успеха во всех видах деятельности;

— создание психолого-педагогических условий, открывающих  воспитанникам возможности для позитивной социализации.

 

Задачи работы педагога-психолога:

1.Содействовать  личностному и интеллектуальному развитию детей  в процессе

освоения  основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

результатом которого является достижение воспитанниками психологической

готовности к школе.

2.Создавать  психолого-педагогические условия по  профилактике и преодолению

отклонений в социальном и психологическом здоровье и  развитии детей.

3.Содействовать гармонизации социально-психологического климата

педагогического коллектива в дошкольном   образовательном  учреждении, путем

профилактической и просветительской работы.

4.Оказывать своевременную психологическую  помощь  и поддержку  детям,

их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.

Приложение № 1

6. Циклограмма. График.

Режим работы педагога –психолога, согласно нормативному объему нагрузки представлен в циклограмме (Приложение №2) и графике работы педагога- психолога.(Приложение № 3)

 

7. Психологическое  сопровождение  образовательного     процесса в ДОУ

Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ строится на основе следующих принципов:

— обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

— сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной

и организационной вариативности дошкольного образования;

— гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его

личности в современном обществе и государстве;

— защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях

вариативности дошкольного образования;

— повышения эффективности и качества дошкольного образования;

—  обеспечения  преемственности  с  федеральным  государственным

образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными    программами общего образования;

— оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

— признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка;

— создания условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений и

осуществления жизненных выборов;

— сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в

процессе сопровождения ребенка.

Для создания психологического комфорта, сохранения и укрепления психического здоровья детей, в ДОУ учитываются все составляющие этого процесса: индивидуальные особенности, возрастные возможности, и особенности адаптации — начальный период пребывания ребенка в среде дошкольного учреждения, работа по адаптации построена по плану –программе. (Приложение № 4)

Анализ результатов мониторинга развития детей, запросов родителей и педагогов, позволяет выявить  детей  с тяжелой степенью адаптации и с проблемами в эмоционально-волевой сфере, требующие от взрослых особого внимания. Предложенная программа призвана обеспечить каждому такому ребенку комплексное психологическое сопровождение и определить его этапы развития с момента первого пребывания в детском саду и до выпуска в школу.

 

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ  ДЕТЕЙ МБДОУ д/с № 59

ПЕДАГОГОМ – ПСИХОЛОГОМ  В  РЕЖИМЕ  ДНЯ

2015 -2016 уч. год

УТРО

встреча детей и

родителей

— положительный

эмоциональный

настрой

— ситативная беседа с

родителями

— коммуникативные

игры  на  сплочение

— психогимнастика

— этюды

НОД

наблюдения

— пальчиковые игры

— психогимнастика

— сказкотерапия

— игры на развитие

внимания,     памяти,

мышления

воображения

ДНЕВНОЙ СОН

игры на снятие

напряжения

-релаксация

— музыкотерапия

ВЕЧЕР

гимнастика после

пробуждения

— индивидуальная

работа

— настрой на  следующий

день

— ситуативная беседа с

родителями

Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников:

Психогимнастика ,

этюды

Способствует раскрепощению личности ребёнка и поведения. Ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира. Способствует свободе самовыражения, пробуждению творческих сил, активизации понимания.

 

 

Релаксация

 

 

Обеспечивает формирование психологического здоровья дошкольников, снятие физического и психического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.

Гимнастика
пальчиковая
Активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Гимнастика для глаз Коррекция двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления.
Гимнастика дыхательная Расслабляет и восстанавливает организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулирует процесс дыхания концентрирует на нём внимание , с целью контроля за расслаблением своего организма .
Подвижные, народные и спортивные игры Способствуют использованию двигательных умений и навыков, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Учат подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, что организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Гимнастика бодрящая Настраивает организм на активную деятельность после сна.
Коммуникативные игры Обучение умению сотрудничать,  обучение совместной деятельности.
Самомассаж Повышает защитные свойства организма.
Психогимнастика Психофизическая разрядка и профилактика.

Сказкотерапия            Психологическая  подготовка  к напряженным

эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование

физиологических и эмоциональных стрессов;  принятие в

символической форм  своей физической активности.

 

 

Направления деятельности педагога-психолога с администрацией и специалистами ДОУ

С руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного

учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким

образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в

коллективе.

4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).

5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей

педагогов и воспитателей.

7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для

сайтов ДОУ.

8. Предоставляет отчетную документацию.

9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических

особенностей детей.

11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

12. Участвует в комплектовании групп.

13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-

образовательного процесса.

14. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных

ситуациях.

Со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в

соответствии с ФГОС.

2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации

деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в

учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического

сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.

6. Разрабатывает рекомендации по повышению психологической компетентности

участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом

индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи

родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.

8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного

учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК . 11. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы,

аналитические справки, анализ работы за год).

12. Проводит психологическое сопровождение конкурсов .

13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС,

мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

14. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

С воспитателем

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических

особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных

праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по

соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические,

проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения

психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-

психологическую компетентность.

7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции

отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности

воспитателя.

9. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью

предупреждения у них эмоционального выгорания.

10. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

12. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС,

мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

13. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения

психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации

детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

14. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

15. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизации внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности

музыкального руководителя.

2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на

музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.

3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при

выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и

компенсирующих садов).

4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных  упражнений на музыкальных занятиях.

5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития

творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого

ребенка.

6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания,

работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных

музыкальных произведений (для комплексных занятий).

7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

8. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания,

координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

9. Участвует в проведении музыкальной терапии.

10. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

С инструктором по физической культуре

1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС.

2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия

«здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и

психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя

соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).

8. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по

физическому развитию.

9. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.

10. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

11. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).

12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения

психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки,

физкультурная терапия)

С  педагогом дополнительного образования (учителем-логопедом)

1.  Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с

отклонениями в развитии в группе.

2.  Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

3.  Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,

состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности,эмоциональной сферы.

4.  Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

5.  Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности

полученных логопедических знаний.

6.  Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному

решению с логопедом.

7.  Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений, охраняя

психику детей при введении отрицательных героев.

8.  Участвует в ПМПк  ДОУ.

9.  Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое

сопровождение детей в период адаптации.

 

8. ПМПк (Приложение №5)

Деятельность психолого- медико- педагогический консилиум (ПМПк)  МБДОУ д/с № 59 обеспечивает диагностико –коррекционное  психолого- медико- педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в развитии и /или состояниями декомпенсаци, исходя из реальных возможностей МБДОУ д/с № 59 и в соответствии со специальными образовательными потребностями ,возрастными и индивидуальными особенностями ,состоянием соматического и  нервно- психоического здоровья воспитанников. Педагог – психолог в рамках консилиума проводит диагностику психических процессов, эмоционально-волевого развития детей, коррекционно –развивающую работу, ведет документацию, отражающую актуальное  развитие ребенка, динамику его состояния.

9. Крепкая семья

Работа по выявлению и сопровождению семей и детей из группы риска социально опасного положения, профилактике детского и семейного неблагополучия направлена на достижение следующей  цели – оказание необходимой комплексной помощи семьям, находящимся в группе риска социально опасного положения, улучшение межведомственного взаимодействия по организации работы с данной категорией семей.

Постановка семей на внутрисадовский  учет осуществляется согласно положению

«об организации  и порядке ведения в МБДОУ д/с № 59 учёта детей и семей, находящихся в социально – опасном положении », относящихся к группе риска социально опасного положения.

В проведении коррекционных профилактических мероприятий участвуют следующие работники детского сада:

  • заведующий
  • заместитель заведующего по воспитательной и методической работе (далее – зам. зав. по ВМР)
  • старший воспитатель
  • старшая медсестра
  • воспитатель
  • педагог-психолог
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физич. культуре

В профилактических целях с такими семьями   проводится  следующая индивидуальная и профилактическая работа:

— беседы с родителями воспитанника по вопросам воспитания и развития;

— оказание консультативной помощи;

— посещение семьи, с целью  обследования  жилищно – бытовых условий;

— психологическое сопровождение семьи;

— педагогическое сопровождение семьи;

— медицинское сопровождение семьи.

Данная работа ведется по индивидуальной программе коррекции, которая разрабатывается для каждой семьи, относящейся к группе риска. (Приложение №6)

10. Базисный компонент деятельности.

Система мониторинга.  Скрининг.

Срок реализации данной программы один учебный год.

Этапы реализации обозначены в перспективном плане педагога- сихолога  на  2015- 2016  учебный год.

Ожидаемые результаты реализации программы

Диагностическое направление:

• Осуществление диагностический процедур

• Составление заключений и разработка рекомендаций для успешной

социализации и развития ребенка в условиях ДОУ

• Определение детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогической

сопровождении.

 

Коррекционно-развивающее направление:

Результатом работы с детьми можно считать:

•  снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности,

агрессивности и т.д.

•  снижение риска дезадаптации

•  коррекция нарушений поведения, коммуникативной сферы.

•  развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.

•  стабилизация психоэмоционального состояния

•  повышение уровня познавательных процессов

•  обеспечение готовности детей к школьному обучению.

 

Консультативное направление

  • Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и
  • родителей.
  • Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение
  • уровня родительской компетентности.
  • Повышение психологической компетентности педагогов.
  • Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.

 

Профилактическое и просветительское направление

  • Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса
  • Профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников.
  • Профилактика профессионального выгорания педагогов.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми.
  • Нормализация психологического климата ДОУ.

 

Организационно -методическое направление

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического  сопровождения.

Приложение 7,7а,7б

11. Методическое обеспечение

Перечень методической и справочной  литературы  для родителей

  1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе : Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. _ М.: Мозаика –Синтез ; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  2. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной » науке.- М.: Педагогика –Пресс, 1996. – 216 с. : ил.
  3. Вачков И.В.Приключения во Внутреннем Мире. — М.: Ось -89, 2002. -144 с.: ил. (Практическая психология)
  4. Гиппенрейтер , Ю.Б. Продолжаем общаться с  ребенком. Так ? / Ю.Б. Гиппенрейтер ; худож. Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская , В.В. Люлько и др. – М.: АСТ: Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. – 256 с.: ил.
  5. Давыдова О.И., Майер А.Л. Детский сад : Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду). – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС ,2009. – 64 с.
  6. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития …СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО — ПРЕСС », 2011. – 64 с.
  7. Кравцова М.М.Если ребенок дерется. – М.: Изд-во ЭКСМО,2003.-64с.,илл.(Популярная  психология для родителей).
  8. Луговская А.Если малышу трудно подружиться.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-64 с.(Серия  «Популярная психология для родителей»).
  9. Образцова , Л.Н. Нестандартный ребенок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться : подсказки для родителей /Л.Н. Образцова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. – 189,(3) с.
  10. Родителям : как быть ребенком .Хрестоматия  / сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер ; худож. М.К. Петрова. – М : АСТ :Астрель,2011. -378. (6 )с. :ил.
  11. Скринников А.В., Барсегян О.В., Кузнецова О.В.Взаимоотношения матери и ребенка :поддержка или  зависимость? Практическое пособие для родителей детей- инвалидов. СПб.: Речь; СПб ГУ « Центр социальной реабилитации инвалидов и детей- инвалидов Выборгского района», 2010. – 80 с.
  12. Царенко Н.В. Читаем мысли наших детей : по рисункам, снам, страхам, играм…/Н.В. Царенко – М. : Суфлёр; Ростов н/Д : Феникс,2013. -153,  (1) с, — (Психологический практикум).
  13. Чейпи Дж. Готовность к школе : Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. – М .: Педагогика –Пресс ,1992. – 128 с. :  ил.
  14. Васильева Т.В.Мама,прогони Бабу –ягу!Родителям о детских страхах.- СПб:Элмор ,1996-40с.:ил.
  15. Ты меня понимаешь ? тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога.составитель Васильева Т.В.Под редакцией кандидата психологических наук Гулиной М.А.
  16. Я готовлюсь к школе .популярное пособие для детей и родителей.

 

Перечень методической и справочной литературы психолога

  1. Аралова М.А.Формирование коллектива ДОУ : Психологическое сопровождение . – М.: ТЦ  Сфера, 2005. -64 с. (Библиотека руководителя ДОУ)
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред, И.В. Вачкова – М.: Издательство  «Ось – 89», 2003 г. – 168 с.
  3. Бавина Т.В.,Агаркова Е.И. Детские страхи : решение проблемы в условиях детского сада : Практическое пособие . – М.: АРКТИ ,2011.- 64 с.  (Растем здоровыми).
  4. Валлон А. Психическое  развитие ребенка. М., « Просвещение » ,1967.(Акад. пед. наук СССР).
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия  : Развитие  самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось -89, 2001. -144 с.
  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство  «Ось -89»,2003. – 224 с. (Практическая психология).
  7. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов, — 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ,2012. – 144 С.
  8. Венгер А.Л.  Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство .Часть 1. – М.: Генезис , 2001. – 160 с.
  9. Венгер А.Л.  Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство .Часть 2. – М.: Генезис , 2001. – 128 с.
  10. Вольваченко  А.Г. Социально – педагогический тренинг педагогического общения : Методические рекомендации педагогам – психологам .– Ростов н /Д.: Изд-во облИУУ, 1995. – 19 с.
  11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с.
  12. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 1999. – 64с. (Развитие и воспитание дошкольника))
  13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  14. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка : методическое пособие  / Л.А. Баландина (и др.); под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Изд. 3-е доп. и перер. – Ростов н/Д: «Феникс»,2005. – 288 с. (От детского сада до школы)
  15. Диагностика готовности ребенка к школе :Пособие  для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н.Е.Вераксы. –М.:Мозаика – Синтез,2007. – 112 с.
  16. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 128 с.
  17. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 160 с.- (Библиотека  психолога образования).
  18. Добрович А.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей  . – М.: Просвещение , 1987. -207 с.
  19. Ежова Н.Н. Научись общаться ! : коммуникативные тренинги / Н.Н. Ежова . – Изд. 10-е. – Ростов н/Д : Феникс , 2014. – 249, (1)с. — (Психологический  практикум).
  20. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста : Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 80 с.
  21. Житникова Л.М.Учите детей запоминать : Пособие для воспитателя дет. сада .- 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.- 96 с., ил.
  22. Забрамная С.Д., Боровик О.В, От диагностики к развитию: Пособие  для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ.Изд.2-ое, переработанное и дополненное.- М.: В.Секачёв,- 2004.
  23. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка : Кн. для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
  24. Зедгенидзе ,В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников : пособие для практических работников ДОУ / В.Я Зедгенидзе. – Изд. 2-е. – М.: Айрис – пресс, 2006. -112 с. – ( Дошкольное воспитание и развитие)
  25. Калинина Р.Р.  Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь ; М .: Сфера ,2011. – 144 с.
  26. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и пререраб. СПб. : Издательство  «Речь», 2004. 160 с.
  27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Академия развития,1996. – 240 с., ил.
  28. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. – Ростов н /Д: « Издательство БАРО –ПРЕСС», 2004- 208 с.
  29. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши…100 ответов на родительские «почему?» / Худ. Г.В. Соколов. – Ярославль :Академия развития :Академия, К :Академия Холдинг, 2001. – 224 с.: ил. – (Серия:  « Психологи – детям, психологи о  детях»).
  30. Костина Л.  Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.- 160 с.
  31. Краткий психологический словарь / авт.- сост. С.Я.Подопригора, А.С. Подопригора. – Ростов  н/Д : Феникс, 2010. – 318 с. – (Словари).
  32. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста : Практическое пособие – М .: Генезис .2002. – 208 с.,илл.
  33. Крюкова С.  Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис» ,2002.- 144 с.
  34. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство  «Речь», 2002. – 176 с. : ил.
  35. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:  ООО Издательство «Речь», 2001. — 190с.,ил.
  36. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.АРКТИ, 2001.- 48 с.           (Развитие и воспитание дошкольника)
  37. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность  и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.: « Издательство « Гном и Д », 2005.
  38. Овчарова Р.В.Семейная академия : вопросы и ответы . – М.:Просвещение : Учеб.лит.,1996. – 144 с.
  39. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов ,педагогов, родителей / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.- 160 с.
  40. Полянская Т.Б.Игры  и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. – СПб. : ООО « Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 96 с. – (Кабинет психолога)
  41. Прохорова Г.А. Перспективное  планирование работы психолога ДОУ.- М.: Айрис – пресс, 2005. – 2-е изд. – 48 с. – (Библиотека психолога образования).
  42. Пчелинцева Е.В. Коррекционно – профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000- 32 с. (В помощь психологу)
  43. Развиваем игру дошкольника: Методические рекомендации /авт. –сост. М.Г.Копытина. – Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2009.- 56 с.
  44. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет / авт.-сост. Е.В.Шитова. – Изд. 2-е. Волгоград : Учитель, 2015 – 169 с.
  45. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей  в детском саду. – М.: Издательство  «Скрипторий 2003» ,2010. – 120 с.
  46. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 576с. ( Серия  « Сердце отдаю детям» )
  47. Семаго М.М.Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения : метод. Пособие /  М.М.Семаго ,Н.Я.Семаго , Н.А.Ратинова ,О.Д. Ситковская ; под общей ред. М.М.Семаго.- 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005.- 128 с. – (Библиотека психолога образования).
  48. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети : Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.: илл.  ( Биб- ка  психолога — практика)
  49. Симонова Л.Ф.Память.Дети 5-7 лет / Художники Г.В.Соколов , В.Н. Куров. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг,2001. -144 с.: ил. – (Серия «Ваш ребенок :наблюдаем,изучаем,развиваем»).
  50. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.М.: Издательство  « Институт практической психологии « ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (Серия  « Библиотека педагога –практика »).
  51. Собчик  Л.Н.Метод цветовых выборов  — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство . – СПб.: Речь,2012. – 128 с.
  52. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. Часть 1.Ростов-на – Дону.- 2001г. – 80 с.
  53. Таланов В.Л., Малкина – Пых И.Г.Справочник практического психолога .- СПб.: Сова, М.: ЭКСМО , 2003. – 928 с: ил.
  54. Тестирование в психологической диагностике/Автор-составитель С.В.Поздняков – М.: ТЦ Сфера,2004. – 128 с. – ( Библиотека практического психолога).
  55. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.: «Дельта» , 384 с., илл.
  56. Терпугова Е.А. Диагностическая  система в работе  с детьми с проблемами в развитии интеллекта. Методическое пособие. – Ростов – на – Дону. Донской педагогический колледж.2005.
  57. Ткачёва В.В.Гармонизация  внутрисемейных отношений :папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Издательство Гном и Д, 2000. – 160стр.
  58. Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями ,воспитывающими детей с отклонениями  в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений.– М.: « Издательство Гном и Д », 2000.- 64 с. (В помощь психологу)
  59. Тренинг профессионально- педагогического общения / В.А.Кан- Калик – Изд.: М осква – 1990, Ростов – на- Дону,1994.(Методические рекомендации )
  60. Тумашенко А.Ф. Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  « ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2011. – 160 с.
  61. Учимся общаться с ребенком : Руководство для воспитателя дет.сада / В.А.Петровский, А.М. Виноградова ,Л.М.Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993. -191 с.
  62. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения :Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис,1998. – 160 с.: ил.
  63. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения :Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис,1998. – 160 с.: ил.
  64. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения :Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3. – М.: Генезис,1998. – 160 с.: ил.
  65. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения :Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. Т.4. – М.: Генезис,1998. – 160 с.: ил.
  66. Чистякова М.И.  Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова . – М .: Просвещение , 1990. – 128 с. : ил.
  67. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: « Академия развития», 1996. – 260 с., ил.
  68. Шарохина В.Л. Коррекционно- развивающие занятия в младшей группе : Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал.– М.: Прометей ; Книголюб, 2002.- 64 с. (Психологическая служба)
  69. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова . – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 382, (1) С. – (Справочник).
  70. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько . – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 3174, (1) с. : ил. – (Психологический  практикум).
  71. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь – справочник / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс,2009. – 203, (1) с. — (Психологический  практикум).
  72. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и  сверстниками. (Для детей  от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. – 384 с.
  73. Школа общественных отношений « ВКруге » Круглая методика. – 2014 г. – 256 стр.
  74. Школа общественных отношений «ВКруге».Воспитание в круге.Методическое пособие.- СПб.: ООО «В Круге»,2014.- 48 с.
  75. Я-Ты- Мы. Программа социально –эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика –Синтез, 2003. – 168 с.
  76. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери  СПД ; М.: ТЦ Сфера ,2002. – 112 с., илл.

 

 

Перечень научно – практических журналов

Медико – психолого –педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили . – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – ( Приложение к журналу « Управление ДОУ» ) .

 

Энциклопедия педагогических ситуаций /Под ред.Н.В.Микляевой . – М.: ТЦ Сфера , 2011. – 128 с. (Приложение к журналу « Управление ДОУ » ).(5)

 

Психолог в детском саду  — Ежеквартальный  научно – практический  журнал

2006    №  1,2,3,4

2007    №  1,2,3,4

2008    №   1,2,3,4

2009    №   1,2,3,4

2010     №  4

2011     №  1

Перечень методической литературы для проведения диагностики

  1. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка:методическое пособие .Л.А.Баландина( и др);  под ред. Е.А. Ничипорюк,Г.Д. Посевиной .изд.3-е доп. и перераб.- Ростов  н/Д  «Феникс»,2005.- 288с. «От детского сада к школе»)
  2. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты /сост. Т.Г.Макеева.- Ростов н/Д «Феникс»,,2006.-125с.:илл.- (Психологический практикум)
  3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие.- Ростов на Дону « Феникс», 2003. – 288 с.9  («От детского сада к школе»)
  4. Забрамная с.д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей:пособие для психол. –мед.-пед. коммис.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008.-32с.:115карт.- (Коррекционная педагогика).Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
  5. Марцинковская Т.А.Диагностика психического развития детей.Пособие по практической психологии.- М.ЛИНКА- ПРЕСС,1997 -176 с. Илл.
  6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.(Практическое руководство) – М.:Апрель –Пресс,Психотерапия.2010.-224с.
    1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.Приложение (стимульный материал) – М.:Апрель –Пресс,Психотерапия.2010.-160с.,илл.
    2. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-5лет (изд. Е. Карпович ,- М. изд-во ЭКСМО 2002 – 64 с.,илл.
    3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 3 лет /илл. Е. . Карпович,- м . изд-во ЭКСМО 2002 – 64 с.,илл.

10.  Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка  6 – 7 лет (изд. Е. . Карпович,- м . изд-во ЭКСМО   2002 – 64 с.,илл.

11.  Тетрадь для диагностики готовности к школе.пособие для педагогов дошкольных учреждений /под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез ,2007-96 с.

 

Перечень учебно –игровых пособий и развивающей литературы  для детей

Развивающая  литература  для работы с детьми

  1. Алябьева Эмоцианальные сказки.Беседы  с детьми о чувствах и эмоциях.- М.: ТЦ Сфера,2015. – 160 с.
  2. Гончарова А.С.История Енотика Ени.-М.Белый город,2012.- 64с.(Сказки и рассказы о животных)
  3. Земцова О.И.Грамотейка :Учебное пособие. –М.: Махаон,2008.-128с. (Умные книжки).
  4. Монина Г.Б.,Лютова  — Робертс Е.К.,  Как я преодолеваю трудности./ Материалы для работы» – Речь,2005,серия «Детская психодогия» ,демонстрационные материалы
  5. Монина Г.Б.,Лютова  — Робертс Е.К.,  Как я решаю свои проблемы./ Материалы для работы» – Речь,2005,серия «Детская психодогия» ,демонстрационные материалы
  6. Овсепян   О.Р. Я  иду в детский сад.,2012.
  7. Страхи и страшилки.стихи  Леонида Калинина,илл. С.Наркевич,А.Лацмус,Э.Калбане.- ООО «ТД « Издательство Мир книги»,2006.
  8. Книги из серии : «Школа для дошколят» :Тренируем мышление, Развиваем внимание, память, Форма и величина.
  9. Чи- та-ем с папой.
  10. Умные задачки –из серии «Скоро в школу»
  11. Это Я! Домашние уроки малышам.- 2009.
  12. Вот так ситуация ./Филякова Е.Г.- ООО Издательский дом «Карапуз» : 20013.
  13. Раскраски : «Волшебный фломастер», «Моё настроение».

 

Учебно-игровые пособия

  • — Сложи узор,логические блоки Дьенеша :для детей 2-3 лет ,лепим нелепицы-для 4-х лет,удивляй-ка 1,3–развивающий материал для детей 2-3 лет,логическая мозаика,набор деревянных кубиков –«Сказки  в  картинках», «Мы играем в магазин» детское лото , «Лето в деревне»-детское лото. «Волшебные дорожки-палочки Кюизенера »(для детей 2-3 лет) – альбом-игра , «Цвет,форма,размер» -развивающая игра, настольная развивающая игра- —— «Подбери по цвету и форме», развивающая игра-«Не ошибись!», развивающая игра «Сделай также»
  • — «Домик настроений»- Игра-занятие ; «Зоопарк настроений »- развивающая игра для детей     5 лет и старше; эмоциональный кубик
  • — «Развиваем память »-задания для подготовки к школе
  • — «Эмоции и чувства»-плакат
  • — Куклы с выражением различных эмоций -4 шт.
  • — Пирамидки-3шт. кубики резиновые с цифрами -1 шт. игра деревянная-«Рыбалка»
  • — Шнуровка, вкладыши, мячи, волчки, матрешки
  • сказки пальчиковые из фетра-«Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Теремок»
  • — Пальчиковые куклы с изображением  людей, животных.
  • — «Готовим будущего первоклассника» : папка -ширма  –информация для родителей –серия «Информационные стенды для ДОУ»
  • — Столик с подсветкой для песочной терапии