Рабочая программа первой младшей группы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59»

 

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете _______________

МБДОУ д/с № 59 заведующий МБДОУ д/с № 59 №_____ от _________ Е.В. Боровкова

Приказ № ____ от________

 

Рабочая программа первой младшей группы на 2015-2016 учебный год.

Составители:

Воспитатели

Крылова Н.Н.

Редько О.А.

 

г. Таганрог 2015г.

Содержание

1. Титульный лист

2. Содержание рабочей программы

3.Целевой раздел

3.1.Пояснительная записка

3.2.Возрастные особенности детей 2- 3 лет

3.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы

4.Содержательный раздел

4.1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей:

4.1.1. Направление «Физическое развитие»

4.1.2. Направление «Социально-коммуникативное развитие»

4.1.3. Направление «Познавательное развитие»

4.1.4. Направление «Речевое развитие»

4.1.5. Направление «Художественно-эстетическое развитие»

4.2. Описание вариативных форм, способов,методов и средств реализации программы

4.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

4.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

4.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

4.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

4.7. Иные характеристики содержания программы

4.8. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

4.9. содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования

5.Организационный раздел

5.1.Материально-техническое обеспечение программы.

5.2. Методические материалы и средства обученияи воспитания

5.3.Режим дня (теплое время года, холодное время, гибкий режим)

5.4.Циклограмма непосредственной образовательной деятельности.

5.5.Выписка из учебного плана.

5.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

5.7. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды.

6.Дополнительный раздел.

6.1. Возрастные и иные категории детей

6.2. Используемые примерные программы

6.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примернойосновной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа рассчитана 2015/16 учебный год.

Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:

— Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. № 30384);

— Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утвержденииСанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требованияк устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

— Устав МБДОУ «Детский сад №59»(утвержден)

Содержание Программы соответствует основным положениямвозрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципуразвивающего образования, целью которого является развитие ребенка иобеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей изадач.

Рабочая программа определяет содержание и организациюобразовательного процесса для дошкольников от 3-х до 4-х лет. Программанаправлена на формирование общей культуры, укрепление физического ипсихического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения,двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальнуюуспешность детей.При реализации рабочей программы большое значение имеет:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого

ребенка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

• максимальное использование разнообразных видов детской

деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности

образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и

обучения;

• вариативность использования образовательного материала,

позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и

наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного

учреждения в целом;

Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми от 3-хдо 4-х лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных,художественно- изобразительных и трудовых) и соответствует принципуразвивающего обучения, целью которого является развитие ребенка черезосознание своих потребностей, возможностей и способностей.

Решение программных образовательных задач осуществляется в ходережимных моментов, в рамках непосредственно образовательнойдеятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей,а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание рабочейпрограммы включает интеграцию образовательных областей, которыеобеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей по пяти образовательным областям:социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевоеразвитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игроваядеятельность. В большей степени, развивающие и образовательные ситуации,проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, особое местоуделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей поих выбору и интересам.Построение педагогического процесса при реализации рабочейпрограммы предполагает использование наглядно-практических методов испособов организации деятельности: наблюдений, элементарных опытов,экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.В основе Рабочей программы лежит комплексно – тематическийпринцип планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которогоположена идея интеграции содержания образовательных областей,объединенных общей темой, т.к. интегрированный подход дает возможностьразвивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическуюсферы личности детей.

 

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Возрастные особенности детей2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее,продолжает развиватьсяпредметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действияс различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуянатуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиватьсяпонимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Детипродолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляцияповедения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основныеграмматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослымиспользуют практически все части речи . Активный словарь достигает примерно1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка сосверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней— действия, которые совершаются сигровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок ужеспособен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, чтопозволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенностьзаключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаютсяпутем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительностьпребывания детей во1-й младшей группы: с 6.30 до 18.30.

 

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы

Характеристика детей первой младшей группы (с 2 лет до 3 лет)

 

 

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психическогоразвития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое,

причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Именно такая программа была разработана психологами Московского городского педагогического университета.

Программа «Детство» создана для воспитания и развития детей раннего

возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзепоставили целью программы развитие целостной личности, творческой, эмоционально отзывчивой, самостоятельной и активной.

Поскольку малыш ещё только делает первые шаги в разных видах деятельности, ему во всём нужна поддержка взрослого. Педагог подбирает занятие, соответствующее возможностям ребёнка, заинтересовывает видом деятельности, который стимулирует развитие, старается вызвать эмоциональную вовлеченность в учебно-игровые ситуации.

Являясь комплексной, программа охватывает разные стороны воспитания: умственное, физическое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Онипредставлены в программе как шесть сфер: предметная деятельность и познавательное развитие; предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте. Малыш учится использовать предметы согласно их назначению. Пользуясь примером взрослого и методом проб, ребёнок открывает для себя способ действия с предметами из окружающей обстановки и всевозможными игрушками. Одновременно с этим

развивается и познавательная деятельность.

2. Развитие речи.

Ранний возраст — это время развития коммуникативной, диалоговой речи. Ребёнок овладевает ей в общении с взрослым и закрепляет — в играх со сверстниками.

Активизируя маленького собеседника выражать чувства и мысли словами, педагог предлагает игры; в которых используется ритмическая речь, потешки и стихи.

3. Приобщение к художественно-эстетической деятельности.

Благодаря развитым органам чувств ребёнок замечает красоту окружающего инаслаждается ей. Этот естественный процесс нужно тонко направлять и стимулировать, формируя отзывчивость к проявлениям красоты и основу эстетического восприятия. Особая роль здесь принадлежит детскому творчеству. Педагог всячески поощряет ребёнка создавать что-то своими руками и при этом избегаетоценки и сравнения работ детей,

4. Становление игровой деятельности.

В возрасте до трёх лет взрослый не только руководит процессом игры, но и участвует в ней сам. Эта совместная деятельность увлекает малыша и расширяеткруг игровых действий. Начиная от простых манипуляций, с игрушками, ребёнокпостепенно подходит к играм, имеющим сюжет и роли, которые исполняют самидети. Характер игры постепенно меняется от индивидуального к коллективномупрограмма предлагает более40 сюжетов игр, доступных детям раннего возраста.

5. Формирование общения со сверстниками.

Отдельный раздел программы отведён играм с ровесниками. Более 60 игр совместного характера помогут малышам сформировать потребность в общении, испытать чувство общности с детским коллективом и прикоснуться к основам ролевого общения.

 

6. Физическое развитие.

В раннем возрасте ребёнок овладевает основными движениями, моторикой иучится управлять своим телом. Занятия по физическому развитию проходят вформе игры, включающей подражательные действия («прыгаем, как зайчики»), действия с обручами, мячами и разнообразные упражнения под музыку.

В программе предусмотрена работа по формированию позитивного отношения

ребенка: гигиеническим процедурам, соблюдению правил поведения во время

еды, развитие навыков, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка в соответствии свозрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-

тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых идетей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели

образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей икомплексно-тематическое построение образовательного процесса.

5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Цель: достижение детьми планируемых результатов освоения программы «Детство», обеспечивающих комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяющих осуществлять динамику достижения детей.

Задачи:

• Исследовать освоение ребенком программного содержания, путем наблюдения за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа

• Построение системы мониторинга сочетает низко формализованные (наблюдения, беседа…) и высоко формализованных (тестов, проб…) методов,

обеспечивающее объективность и точность получаемых данных

Специфика: проводится воспитателем (адаптация) периодичность 2 раза в год

(январь, май), Мониторинг промежуточных результатов осуществляется с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой

образовательной программе «Детство».