Рабочая программа кружка «Цветные ладошки»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №59

Рабочая программа

кружка

«Цветные ладошки»

(вторая младшая группа, средняя группа,       старшая группа)

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Руководитель кружка

Лебедева Е.И.

г. Таганрог 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п

Содержание

страница

1 Пояснительная записка

2 — 9

2 Задачи художественно- творческого  развития  детей 3-4  лет

10 — 11

3 Перспективное   тематическое  планирование занятий в  младшей  группе

12 — 14

4 Задачи художественно- творческого  развития  детей 4-5  лет

15 — 17

5 Перспективное   тематическое  планирование занятий в   средней  группе

18 — 20

6 Задачи художественно- творческого  развития  детей  5-6  лет

21 — 22

7 Перспективное   тематическое  планирование занятий в   старшей  группе

23 — 24

8 Задачи художественно- творческого развития   детей 6-7  лет

25 — 27

9 Перспективное тематическое  планирование занятий в   подготовительной  к школе  группе

27 — 29

10 Педагогический мониторинг

29 — 40

11 Список  репродукций и предметов  искусства для  рассматривания   и бесед   в  старшем  дошкольном  возрасте

41 — 48

12 Список литературы

49 — 50

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

 

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

 

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью… Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

 

Художественная деятельность — специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

 

Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

 

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

 

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

 

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 

Основные задачи:

 

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

 

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

 

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности.

 

4.  Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание — художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

 

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

 

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

 

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

 

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я — концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации Рабочей  программы  кружковой деятельности «Цветные ладошки»

 

Общепедагогические  принципы,

бусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:

  • принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
  • программы с учётом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

 

 

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В Рабочей  программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

 

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

 

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

 

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

 

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

 

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

 

Модель  эстетического  отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

 

1. Способность эмоционального переживания.

 

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

 

 

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» — изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате — складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

 

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

 

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей — художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

 

Методы эстетического воспитания:

 

► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

 

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;

 

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

 

► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

 

► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

 

► метод разнообразной художественной практики;

 

► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

 

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

 

► метод эвристических и поисковых ситуаций.

 

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 

Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

 

К учебно-методическим изданиям

 

относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа.

 

К наглядно-методическим изданиям

относятся:

 

►► тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);

 

► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

 

► незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

 

► серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).

 

Учебный план

 

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся в трёх возрастных группах 2 младшая,  средняя, старшая группа.

 

№ п/п

Возраст

Группа

Количество занятий в месяц/год

Количество минут в неделю/месяц/год

1

3-4 года

Младшая

2/18

10-15/ 30/ 270

2

4 – 5 лет

Средняя

2/18

15-20/40/360

3

5 – 6 лет

Старшая

2/18

20 -25/50/450