Рабочая программа инструктора по физической культуре

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад №59»

 

Рабочая программа

инструктора по физической культуре

на 2015-2016 учебный год.

Составители:

Инструктор ФК

Г.Л. Черноусова

г. Таганрог 2015г.

Cодержание

 

Паспорт программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи раздела программы «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными»
1.1.2. Принципы  и  подходы  к  организации  совместной  деятельности  в  группах  общеразвивающих
направленностей.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей в группах общеразвивающих  направленностей.
1. 2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам групп общеразвивающих направленностей
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Совместная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в группах общеразвивающей
направленностей по «Физическому развитию».
2.2. Особенности взаимодействия ИФК с семьями воспитанников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Методологическое обеспечение реализации рабочей программы
3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
3.3. Комплексно – тематическое планирование
Список литературы

Паспорт  рабочей программы

 

Наименование Проект рабочей программы ДОУ для групп  младшего, среднего, старшего возраста и подготовительной группы
Программы
Основание   для
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
разработки
  • Приказ Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Программы
  • Приказ Мин.обр.науки РФ от 30.08.13 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по основным образовательным программам ДО»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26
  • Устав МБДОУ д/с №59
  • Лицензия МБДОУ д/с №59
  • Образовательная программа МБДОУ д/с №59
Заказчики Педагогический совет, родители.
Программы
Основные Инструктор по физической культуре  Черноусова Г.Л.
разработчики
Сроки реал-и 1 год
Цель Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, повышения качества физкльтурно-оздоровительной
работы в дошкольном учреждении.
Задачи Развитие физических качеств дошкольников
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики
Правильное выполнение основных движений
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
Овладение подвижными играми с правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Ожидаемые Развиты физических качеств дошкольников в соответствии с возрастными особенностями детей
результаты Сформирован опорно – двигательная система организма, развито равновесие, координация движений, крупная и мелкая моторика
Правильно выполняет основные движений
Сформированы начальные представления о некоторых видах спорта
Овладел подвижными играми с правилами
Сформирована целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Результативное участие в спортивных соревнованиях, конкурсах различного уровня

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана на основе: Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. и основной общеобразовательной программы ДОУ.

 

 

Рабочая программа определяет содержание образовательного процесса области «физическое развитие» в разделе

«Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными» с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, составлена в соответствии с ФГОС ДО.

 

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребѐнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

 

В содержание рабочей программы входит: паспорт программы, характеристика возрастных особенностей развития детей, перспективно -тематическое планирование с учетом возрастных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, учебный план.

 

 

Область «физическое развитие» включает в себя:

—   Игровая деятельность по физической культуре, состоящие из набора подвижных игр разной интенсивности;

—   Элементы спортивных игр и упражнений;

—   Игровые задания  в форме круговой тренировки в основных видах движения;

 

—   Игровые задания  в традиционной форме, учебно – тренирующего характера;

 

—   Игровые задания  сюжетные, построенные на любых физических упражнениях, органично сочетаемые с сюжетом;

—   Игровые задания  комплексного характера (интегрированные с другими видами деятельности);

—   Игровые задания  – соревнования построенные на эстафетах;

 

—   Утренняя гимнастика (виды гимнастик: дыхательная, сюжетная, спортивная мини тренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, подвижные игры)

 

—  Физкультурные минутки;

—   Активный отдых: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы;

—  Индивидуальная работа с детьми, имеющими различного рода отклонения в состоянии здоровья;

 

—    Спортивные и подвижные игры.

 

Основные требования к проводимым игровым заданиям  – систематичность с постепенным усложнением и повышением требований к

 

качеству их выполнения.

 

1.1.1. Цели и задачи

 

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, повышения качества физкльтурно-оздоровительнойработы в дошкольном учреждении.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

 

  • Развитие физических качеств дошкольников
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
    • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

 

 

 

1.1.2. Принципы и подходы к организации совместной  деятельности в группах общеразвивающих  направленностей.

 

Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом  следующих принципов:

 

  • · Принцип индивидуализации — построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка.

 

  • · Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.

 

  • · Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности,обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

 

  • Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства,обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

 

  • Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

 

  • Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формированиегуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

  • Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.

 

  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отборусодержания и технологии обучения и воспитания.

 

  • Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно-образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.

 

 

 

  • Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.

 

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

 

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Вышеперечисленные принципы

 

  • предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;

 

  • предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

  • построение дополнительной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

 

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    • · поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    • · сотрудничество ДОУ с семьей.

 

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей в группах общеразвивающих  направленностей.

 

Группа  детей младшего возраста

 

У ребенка 4-го года еще больше возрастает стремление действовать самостоятельно. В тоже время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослых — в организации поведения ребенка.

 

Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра. В связи с возникновением разнообразных форм совместных игр создаются благоприятные условия для коллективных взаимоотношений детей

 

В этом возрасте ребенок обладает уже сравнительно большим запасом движений, но он еще заботится о результатах своих действий, он поглощен процессом самих движений, их эмоциональным воздействием. Наряду с этим движения ребенка постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии проделывать, повторять движения по своему усмотрению или по предложению взрослого, соблюдать направление движения, отличать некоторые его способы. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Совершая действия, ребенок может соблюдать в них известную последовательность движений.

 

Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Сохраняется значение предварительного ознакомления с обстановкой, в которой совершается движение ,склонность к упражнениям с предметами.

 

Ребенок более сознательно следит за показом движения взрослого, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в

 

 

 

форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.

 

К концу 4-го года ребенок уже обладает большим и прочным запасом разнообразных движений, которые обусловливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе. Это позволяет взрослому перейти к работе над качественной стороной основных движений.

 

Группа  детей среднего возраста.

 

Продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывании всех видов детской деятельности, их усложнения начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы детей. Но полная реализация их пока еще возможна лишь с помощью взрослого.

 

Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. Теперь они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах. У детей возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования дружелюбных отношений между детьми, проявления взаимопомощи и т.п.

 

Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Убедившись в неспособности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не

добиваясь завершения. Но при этом он искрение убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.

 

Внимание ребенка средней группы приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, начинает развиваться преднамеренное запоминание и припоминание. Дети начинают различать виды движений, частично научаются выделять некоторые их элементы, например направление, скорость, последовательное расположение движений отдельных частей тела и т.п. Все это обуславливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения в соответствии с образцом.

В физическом воспитании дошкольников, начиная со средней группы, на первый план выдвигаются учебные мотивы, задачи овладения детьми определенной техникой движений. Однако учебная деятельность в это время еще тесно переплетается с игровой.

Группа старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений. Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к тому или иному виду упражнений.

 

Движения ребенка 6-го года становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ.

 

Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети научаются постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности.

 

 

Оценка ребенком движений как своих, так и товарищей приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обусловливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным

 

 

 

результатом.

 

Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний взрослого, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

 

В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения с взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им. У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры.

 

Однако в этом возрасте нередко поведение детей обусловливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания. Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важн6ой стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания

 

Дети подготовительной группы

 

Дети 7 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

 

Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движение последовательно, выделяет (с помощью взрослого), разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений.

 

Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей ребенка.

 

Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребенка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.

 

Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела. У детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловкими и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.

 

Многих детей привлекает результат движений, возможность померится силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно свойственно мальчикам). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнение, проявляя большую выдержку и настойчивость.

 

Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим — играть с мячом и т. д. Нередко детям больше нравятся упражнения, которые лучше получаются. Поддерживая индивидуальные интересы детей, взрослый должен следить, чтобы программное содержание, предусматривающее всестороннюю двигательную подготовку детей, осваивалось всеми.

 

В совместной двигательной деятельности особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и найти линию поведения, отвечающую интересам коллектива.

 

 

 

1.2. Планируемые результаты освоения учебной рабочей Программы

 

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам групп общеразвивающих  направленностей.

 

Требования Стандарта к целевым ориентирам к воспитанникам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,

которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Настоящие требования являются ориентирами для:

 

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

 

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 до 7 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 

Группа

общеобразовательной

Достижения ребенка

направленности

детей

младшего возраста

  • ·
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • ·
У ребенка идет становление и обогащение двигательного опыта: правильное выполнение основных
движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх.
  • ·
Проявляется потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям
  • ·
Ребенок начинает согласовывать свои действия с движениями других: начинает и заканчивать упражнения

 

 

 

 

 

одновременно,   соблюдать   предложенный   темп;   самостоятельно   выполнять   простейшие   построения   и

перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  • ·
Развитие у детей физические качества: быстроты, координации, скоростно-силовые качества, реакции на
сигналы и действие в соответствии с ними;
  • ·
Содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.

среднего возраста

  • ·
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • ·

 

  • ·
У ребенка идет становлению и обогащению двигательного опыта: — уверенному и активному выполнению
основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных
упражнений;
— соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
— самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
— ориентируется в пространстве;
— воспринимает  показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения;
оценивает движения сверстников и замечать их ошибки.
  • ·
Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость,
содействовать развитию у детей координации, силы.
  • ·
Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

старшего возраста

  • ·
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • ·
Накапливать  и обогащать двигательный опыт детей:
— добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов
упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений);
— формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
— учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;
-побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
— воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со
сверстниками и малышами.
  • ·
Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
  • ·
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании
Подготовительной
  • ·
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
группы
  • ·
Накапливать  и обогащать двигательный опыт детей:
— добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

— закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;

 

 

 

 

— закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и
малышами;
— закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей,
выполнять элементарное планирование двигательной активности;
развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
Развивать  у  детей  физические  качества  (силу,  гибкость,  выносливость),  особенно  ведущие  в  этом

 

возрасте   быстроту и ловкость, координациюдвижений

Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.